Что такое хатха-йога?
Немного о холотропном дыхании и трансперсональной психологии
Личность - то, что человек в словах и мыслях подразумевает под своим "Я", зависит от состояния физического тела в гораздо большей степени, чем привыкли считать.
Существует несколько уровней функционирования личности (тонких тел). Различные восточные и западные эзотерические традиции насчитывают их семь, давая различные названия, но неизменно подразумевая необходимость для искателя их обнаружения, изучения и освоения путём интроспекций, психических упражнений. Понимание теснейшей взаимосвязи и взаимовлияния друг на друга тонких тел и физического тела приводит к логическому выводу, что для изучения и освоения своих тонких уровней необходимо начинать с физического тела, что все психические медитативные упражнения требуют предварительной физической подготовки. В конце концов, эффективность психических упражнений зависит от выносливости организма. Для достижения власти над физическим телом и более тонкими уровнями своего индивидуального бытия, для возможности возвысится над низшими центрами сознания и установления контакта с высшими необходимо здоровье, крепкое, выносливое тело. Все средства для этого и даёт хатха-йога.
Приступая к работе с телом всегда важно помнить, что сама по себе она не приводит к эзотерической эволюции, но является её необходимой предпосылкой. Считаю необходимым это подчеркнуть, так как практика асан зачастую используется исключительно для самоутверждения и удовлетворения мелочных амбиций, повышение "крутизны" выполняемых асан превращается из средства в цель, абсолютно тупиковую в плане эволюции индивидуума.
Здесь же хочется коснуться практики пранаям. Дыхательные практики являются смешанными, как физическими, так и психическими упражнениями, так как оказывают непосредственное влияние на обмен веществ физического тела и способствуют выработке, накоплению и переработке тонких энергий, необходимых для контакта с высшими уровнями бытия.
А теперь от высших материй перейдём к более приземлённым результатам, которые хатха-йога может дать практикующему, поскольку какие бы мотивации, осознанные или нет, не приводили человека к йоге, она неизменно даёт результат. Это стройность и молодость тела, это и здоровье, и самосознание, и эволюционный рост.
О том, как влияет хатха-йога на здоровье, написаны тома, а о различных гранях здоровья вообще можно было бы говорить часами. Одна из этих граней - психическое здоровье, которые не является простым отсутствием психиатрического диагноза. На мой взгляд, психическое здоровье - это умение избегать внутренних и внешних конфликтов и умение разрешить эти конфликты, если они уже возникли. Многие ли из нас могут похвастаться умением и стремлением понимать себя и других, умением и стремлением понимать себя и других, находить правильные и возможно компромиссные решения. Думаю, что нет. Понимая это, многие люди обращаются за помощью к психоаналитикам. Обращает на себя внимание гигантский всплеск интереса к различным направлениям современной психологии. Практика технологий интегрального тренинга (в частности, хатха-йоги) позволяет во многих случаях решать свои внутренние психологические проблемы без помощи психолога.
Как это происходит? Многие тонкие механизмы до сих пор не ясны, но некоторые вполне очевидны. Например, при работе диафрагмальной мышцы и мышц промежности и тазового дна во время дыхательных упражнений с задержками дыхания и мышечными замками активизируются некоторые железы и нервные сплетения в брюшной полости и полости малого таза. В результате в кровь начинает поступать повышенное количество эндорфинов, гормонов, эндогенного этанола. Это создаёт благоприятный эмоциональный фон, у человека появляется чувство внутреннего психологического комфорта (что особенно заметно сразу после тренировки), независящее от внешних обстоятельств. А это в свою очередь является основой для принятия гармоничных решений в жизненных ситуациях и разрешения конфликтов. И тут снова вспоминается тезис о влиянии состояния физического тела на состояние тонких тел, поведение, все наши появления в повседневной жизни.
О необходимости управлять вниманием во время тренировки сказано немало различными мастерами, об этом можно почитать у А. Сидерского в книге "Хатха-йога. Концептуальный очерк". Он говорит об эффектах концентрации внимания хотя и кратко, но исчерпывающее точно. И всё же мне есть что добавить.
Умение фокусировать внимание во время тренировки со временем дает множество положительных эффектов. Вот один из них: выработка такого же умения в повседневной жизни.
По словам Будды: "корень всякого страдания - невежество, а корень невежества в привычке нашего ума отвлекаться".Способность управлять вниманием дает умение наблюдать за собой, за ситуацией, умение разотождетсвляться с привычным образом самого себя, на поддержание которого уходит много энергии. А способность разотождествляться ведёт к совершенствованию практики неделания, а прекращение саморефлексии - к разрушению стереотипов поведения. Когда повседневное функционирования становится всё более осознанным, всё меньше включаются автоматизмы, идёт колоссальная экономия энергии, возрастает способность развиваться, творчески себя проявлять.
В психологии всех школ и направлений существует тезис - боясь боли, мы лишаем себя радости. Речь здесь идёт об одной из основных проблем современного человека - о неумении переживать, то есть раскрепощать себя во время эмоциональной медитации. На протяжении всей жизни ,изо дня в день, мы занимаемся тем, что избегаем, подавляем, вытесняем свои эмоции. А будучи вытесненными в подсознание они продолжают исподволь влиять на наше поведение в различных ситуациях, а следовательно формировать нашу жизнь. Восточные традиции говорят об этом как о самскарах, хранящихся в причинном теле.
Эмоции необходимо научиться переживать. Существует прямая связь между неспособностью переживать неприятные эмоциональные состояния и неспособностью переживать физическую боль. На этом основана техника рольфинга (по имени автора - Иды Рольф), одного из направлений телесно-ориентированной психотерапии. Умение расслабить область тела, переживающую боль, имеет огромное психотерапевтическое значение. Нечто подобное происходит и при практике асан. При работе с болью телесно-ориентированная психотерапия предлагает отказаться от "российского паттерна" страдания и терпения. Необходимо войти в контакт со своим телом, погрузиться вниманием в болевые ощущения, суметь расслабить соответствующую область тела, а не тупо терпеть боль, мечтая поскорее изменить положение тела.
Немного о холотропном дыхании и трансперсональной психологии
В качестве гармоничного дополнения к практике хатха-йоги может выступать Трансперсональная психология. Её методы, уходящие корнями в сакральные культуры, помогают освободиться от скрытых убеждений и стереотипов, трансформировать личность, поведение, характер. По словам Станислава Грофа, методы Трансперсональной психологии - это активный, избирательный и элегантный процесс отслаивания рефлекторных и бессознательных убеждений. С помощью этих методов можно установить контакт со своим подсознанием, которое, в отличие от рационального разума, со всеми его ограничениями, открыто миру и недоступным для нашего понимания измерениям. Подсознание в Трансперсональной психологии рассматривается как наиболее продуктивная и творческая часть личности, обладающая огромным целительным потенциалом, в то время как ригидная и костная система сознательных установок препятствует реализации этого потенциала и способствует его подавлению. Холотропное дыхание, повышая энергетический уровень психики, обнажает её глубинное содержание и внутреннюю динамику.
Главная Расписание тренировок Почитать Фотографии Полезные сслыки Отправить письмо